Учебные планы начальная школа

 

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учебный план 1 — 4 классов МОУ «СОШ № 1 п. Карымское

на 2019 -2020 учебный год (ФГОС НОО)

 

Учебный план образовательного учреждения разработан:

На основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказы Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 17 декабря 2010 г. N 1897) и в соответствии с приказами Министерства образования РФ от 07 апреля 2010 года № 314, от 22 декабря 2010 года  № 990, от 26 января 2012 года  № 139, 31.12.2015 № 1576 «О внесении  изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» (с изменениями от 24.11.2015);

В соответствии:

с изменениями, внесенными в примерную основную образовательную программу начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.15 г. № 1/15) и  основной образовательной программы начального общего образования школы.

Продолжительность учебного года в 1 — 4  классах в соответствии составляет: 1-е классы – 33 учебные недели, 2 – 4 классы 34 учебные недели. Предельно допустимая недельная аудиторная  учебная нагрузка учащихся 1-4 классов  не превышает требования СанПиНа при пятидневной учебной неделе.

Для более мобильной организации образовательного процесса через динамическое расписание, учета разных видов деятельности в учебном плане 1 — 4 классов  определена не «недельная» учебная нагрузка обучающихся, а норматив годового распределения часов  при соблюдении СанПиН.  Это позволяет  практически реализовать требования ФГОС НОО в соотношении между обязательной (инвариативной) частью образовательной деятельности (составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область) и вариативной частью (составляет 20% от общего нормативного времени), которая предоставляет возможность для организации различных учебных и внеурочных форм деятельности, проведения образовательных межпредметных,  модулей (отражено в ООП НОО школы). Фактическое распределение часов учебного  плана — основа для разработки рабочих программ, курсов, модулей, консультативных занятий, домашней самостоятельной работы.

Использование учебно – методического комплекта  «Школа – 2100» (используются технологии: проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения (формирование типа правильной читательской деятельности), оценивания образовательных достижений) способствует получению теоретических основ и практических навыков использования современных информационных технологий.

Содержание образования начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода  и индивидуализации обучения  по каждому  учебному предмету.

Структура содержания обучения  на начальном уровне образования включает составные компоненты учебного плана школы:

  1. Обязательная часть учебного плана определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования через предметные области:

 «Русский язык и литературное чтение» предполагает формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

«Родной язык и литературное чтение на родном языке»:

Родной язык – воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, обогащению активного и потенциального словарного запаса; формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении; формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение на родном языке – понимании е родной литературы как одной из основных научно-культурных ценностей народа; осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; использование различных видов чтения; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа.

«Иностранный язык» вводится со 2 класса и продолжается на всех  уровнях  обучения. Предполагает формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.

 «Математика и информатика»  направлена на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, предусматривает интеграцию блока ИКТ для обеспечения первоначальных представлений о компьютерной грамотности  (информационной компетенции). Это связанно с необходимостью подготовки школьников к использованию информационных технологий, как средство повышения эффективности их познавательной и практической деятельности при изучении всех школьных предметов.

«Обществознание и естествознание» (окружающий мир) обеспечивает формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе  нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Включает учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество, история)» изучается с  I по IV класс. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а так же элементы основ безопасности жизнедеятельности. Пропедевтический курс «История» входит в состав учебного предмета «Окружающий мир», который расширяет кругозор о быте родного края, его традициях.

«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») 4 класс — обеспечивает воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории  и современности России.

«Искусство» представлена предметами «Искусство (ИЗО)»  и « Искусство Музыка», которые включают в себя сочетание разнообразных форм организации деятельности учащихся направленных на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

«Технология» представлена учебным предметом «Технология», обеспечивает формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной  деятельности.

«Физическая культура»  способствует укреплению здоровья, содействует гармоничному  физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного  образа жизни.

  1. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Вариативная часть – определяет время, отводимое на изучение содержания образования,  обеспечивающего  реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива школы. Общее количество часов учебного плана части формируемой участниками образовательных отношений на начальном уровне общего образования  составляет 1 час. Из 21 часа максимально допустимой недельной  нагрузки для 1-го класса вариативная часть составляет  1 час («Шахматы»), для 2-4 классов из 23 часов – 1 час (2 – 3 классы) и 0,5 часа (4 классы – «Развитие познавательных способностей»).

Курс «Шахматы»  имеет социально-педагогическую  функцию, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической  работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Т.к. занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у обучающихся способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её. Следовательно формируется категория людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать.  У обучающихся появляется  возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире.

Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. На занятиях по РПС  обучающимся  предлагаются задания неучебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.       В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.      Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Для повышения мотивации и создания наиболее благоприятных условий реализации принципа компетентностного подхода в обучении предусмотрено выделение 20% учебного времени на внутрипредметные образовательные модули (для 1 – 4 классов по предметным областям: «Русский язык и литературное чтение» (русский язык/литературное чтение), «Иностранный язык» (Иностранный язык/английский язык) «Математика и информатика»,  «Обществознание и естествознание» предмет (окружающий мир), «Искусство» (музыка, изобразительное искусство), «Физическая культура» — физическая культура.

В образовательной деятельности могут использоваться следующие виды урочных (аудиторных) и внеурочных (внеаудиторных) занятий:
урок – аудиторное занятие, при котором осуществляется коллективная постановка и решение учебных задач, педагогическое взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний и одновременного контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений;
экскурсия внеаудиторное занятие (внеурочная форма), при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники, музеи);
творческая мастерская – аудиторное занятие (внеурочная форма), которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия; основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности;
конференция – аудиторное занятие (внеурочная форма) как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников;
спортивные соревнования – это внеаудиторное занятие (состязание) учащихся в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания;
образовательное путешествие – это подростковая образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира;
познавательная лаборатория – аудиторное занятие (внеурочная форма), создается для развития у детей познавательного интереса,  повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения; это база для
специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике);

школьная театральная студия – внеаудиторное занятие, способствующее развитию коммуникабельности, творческого подход к любому делу, умению подать себя;
кафедра – аудиторное занятие (внеурочная форма), направленное на развитие проектной и исследовательской деятельности по предмету;
спортивная секция – внеаудиторное занятие;
поход – внеаудиторное занятие;
индивидуальные занятия (мастерские, консультации) – аудиторное занятие (внеурочная форма), направленное на развитие личной образовательной траектории ученика;
социальные проекты – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми;
занятия в клубе – внеаудиторное занятие.

Изучение основных предметов учебного плана может осуществляться как в
традиционной форме (урок), так и в других видах занятий (творческая мастерская,
образовательное путешествие, заседание кафедры, познавательная лаборатория,
конференция и т. д.). Виды деятельности и формы проведения занятий меняются в
зависимости от изучаемого материала. Чередование традиционных форм
образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий,
снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.
В данной ситуации меняется роль учителя и значительно возрастает творческое
содержание его работы.

И на первый план выходит реализация следующих задач:

  • «поддержка детских инициатив, направленных на поиск средств и
    способов достижения учебных целей;
  • создание условий для творческой продуктивной деятельности
    ребѐнка;
  • обеспечение презентаций и социальной оценки продуктов детского
    творчества (организация выставок, детской периодической печати,
    конкурсов, фестивалей и т.д.).

Формы промежуточной и текущей  аттестации (учебная и внеучебная деятельность):

-стартовая диагностическая работа, мониторинг,
— итоговая контрольная работа,

— Всероссийские проверочные работы,

— проектные задачи;
— тестирование,

— защита  творческих работ, проектов;

—  комплексные метапредметные  работы;
— результаты личностного развития (диагностическая работа),

—  результаты наблюдения,

— диагностика в виде неперсонифицированных работ);
— самооценка ученика по принятым формам (лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
— результаты разнообразных внеурочных и внешкольных видов деятельности, достижений.

При проведении учебных занятий по «Иностранному языку в классах,  где наполняемость 25 и более человек, осуществляется деление классов на две подгруппы.

 

Сетка часов недельного учебного плана на уровне начального общего образования

МОУ «СОШ № 1 п. Карымское на 2019 – 2020 учебный год (ФГОС НОО)

 

Предметные области Учебные предметы
1.Обязательная часть

 

1.Русский язык и литературное чтение Русский язык 4 4 4 4 4 4 4 4
Литературное чтение 4 4 4 4 4 4 3 3
2.Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык (русский) 0,5 0,5
Литературное чтение на родном языке 0,5

 

0,5

 

3.Иностранный язык Иностранный язык (английский язык) 2

 

2

 

2

 

2 2

 

2
4.Математика

и информатика

Математика 4 4 4 4 4 4 4 4
5.Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 2 2
6.Основы религиозных

культур и светской

этики

Основы религиозных

культур и светской

этики (модуль «Основы светской этики»)

1 1
7.Технология Технология 1 1 1 1 1 1 1 1
8.Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 1 1 1
Музыка 1 1 1 1 1 1 1 1
9.Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 3 3 3 3
Итого 20 20 22 22 22 22 23 23
2.      Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2.1.Учебные занятия,  обеспечивающие различные интересы обучающихся. Развитие познавательных способностей 1 1
Шахматы 1 1 1 1
Всего 1 1 1 1 1 1 0 0
Максимально допустимая недельная нагрузка 21 21 23 23 23 23 23 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сетка часов недельного учебного плана на начальном уровне образования

 в 2018-2019 году МОУ «СОШ №1 п. Карымское» (ФГОС НОО)

 

Предметные области Учебные предметы
1.Обязательная часть

 

1.Русский язык и литературное чтение Русский язык 4 4 4 4 4 4 4 4
Литературное чтение 4 4 4 4 4 4 3 3
2.Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык (русский) 0,25 0,25
Литературное чтение на родном языке 0,25 0,25
3.Иностранный язык Иностранный язык (английский язык) 2

 

2

 

2

 

2 2

 

2
4.Математика

и информатика

Математика 4 4 4 4 4 4 4 4
5.Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 2 2
6.Основы религиозных

культур и светской

этики

Основы религиозных

культур и светской

этики (модуль «Основы светской этики»)

1 1
7.Технология Технология 1 1 1 1 1 1 1 1
8.Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 1 1 1
Музыка 1 1 1 1 1 1 1 1
9.Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 3 3 3 3
Итого 20 20 22 22 22 22 22,5 22,5
2.      Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2.1.Учебные занятия,  обеспечивающие различные интересы обучающихся. Развитие познавательных способностей 1 1 1 1 0,5 0,5
Шахматы 1 1
Всего 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5
Максимально допустимая недельная нагрузка 21 21 23 23 23 23 23 23

 

 

 

 

Сетка часов годового учебного плана на начальном уровне общего образования

в  2018 — 2019 учебном году МОУ «СОШ №1 п. Карымское» (ФГОС)

 

Предметные области Учебные предметы
1.Обязательная часть
1.Русский язык и литературное чтение Русский язык 132 132 136 136 136 136 136 136
Литературное чтение 132 132 136 136 136 136 102 102
2Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык (русский) 8,5 8,5
Литературное чтение на родном языке 8,5 8,5
3.Математика

и информатика

Математика 132 132 136 136 136 136 136 136
4.Обществознание и естествознание Окружающий мир 66 66 68 68 68 68 68 68
5.Основы религиозных

культур и светской

этики

Основы религиозных

культур и светской

этики (модуль «Основы светской этики»)

34 34
6.Технология Технология 33 33 34 34 34 34 34 34
7.Искусство Изобразительное искусство 33 33 34 34 34 34 34 34
Музыка 33 33 34 34 34 34 34 34
8.Физическая культура Физическая культура 99 99 102 102 102 102 102 102
Итого 660 660 748 748 748 748 765 765
2.      Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2.1.Учебные занятия,  обеспечивающие различные интересы обучающихся. Развитие познавательных способностей 34 34 34 34 17 17
Шахматы 33 33
Всего 33 33 34 34 34 34 17 17
Максимально допустимая годовая нагрузка 693 693 782 782 782 782 782 782